Ролевые игры — далеко не только средство самовыражения. Все мы знакомы с ролевыми играми с раннего детства, ведь они являются необходимым элементом развития любого ребенка. С середины прошлого века ролевые игры начали активно применяться в образовании — от школ до предприятий — как в СССР, так и за рубежом.

Ролевые игры в школе

Сейчас интерактивные методы в образовании переживают новое рождение — на смену старому пониманию школы и университета как места передачи знаний приходят новые форматы обучения и новое содержание образования. Ролевые игры позволяют получить уникальный опыт, обнаружить свое незнание, на практике столкнуться со сложной проблемой. И, что самое главное, это происходит в безопасной среде, где каждый может совершить ошибку.

Согласно разработкам Д.Б. Эльконина и других советских педагогов психологов, игровая деятельность является основной формой включения ребенка в общество и культуру. Еще до школы он именно таким образом осваивает знания о мире, нормы общества и принципы организации нашей жизни.

В средней школе игра может быть формой мотивации — она помогает ребенку легче войти в тему, чтобы ему было проще и интереснее продвигаться в незнакомом материале. Важно и то, что игра создает совершенно непохожее на обычные уроки пространство для самостоятельного действия.

В старшей школе игры могут использоваться для рассмотрения сложных вопросов, которые нельзя анализировать без личного опыта и выработанного отношения. Такие вопросы включают в себя самоопределение участников, ценности и актуальные проблемы нашего общества.

Ролевые игры в вузе

Студенты — это люди, получающие профессиональное образование, обязательно включающее в себя процесс становления специалиста и выработку личного отношения человека к его будущей работе. Здесь ролевые игры позволяют включить студента в особое пространство, где он, с одной стороны, может поучаствовать в своей будущей деятельности, а с другой стороны, исключить малейший риск от возникающих в процессе деятельности ошибок. Такие образовательные технологии особенно востребованы в гуманитарных науках и управлении.

Группы разработчиков ролевых игр

Сейчас в нашей стране и за рубежом существует множество групп преподавателей и разработчиков, которые применяют образовательные ролевые игры в школах, вузах, бизнесе. Многие из этих людей вышли из ролевого сообщества, но есть и исключения. Наиболее известны нижеследующие группы.

«Центр интерактивных образовательных технологий» (ЦИОТ) — Центр был создан при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2008 году и разрабатывает образовательные игры для школ, вузов и бизнеса, а также запускает ряд долгосрочных проектов, в т.ч. «Полдень» по социализации детей в детских домах, профессиональную конференцию «Интерактивное образование» и конкурс интерактивных образовательных модулей.

Казанский игропрактический центр — активная группа теоретиков и практиков ролевых игр, исторически тесно связанная с ролевыми конвентами «Зиланткон» и «Мастер Зилант». Группа работает в ряде направлений — от игр для школьников до корпоративных университетов — и известна, помимо прочего, своими глубокими теоретическими и методологическими работами в области ролевых игр.

Метавер – неформальное объединение ролевиков и экспертов в области инновационного бизнеса из Москвы, Екатеринбурга и других регионов, их целью является развитие образовательных технологий на стыке инноваций, управления и бизнеса. Активно сотрудничают с Открытым университетом Сколково и Агентством стратегических инициатив.

Прогрессор — сообщество профессионалов, оказывающих консалтинговые услуги в сфере образования и бизнеса. Один из последних проектов компании — «Марс‑Терраформинг» — позволяет любому желающему окунуться в живую атмосферу марсианской станции.

Солинг — одна из старейших организаций в России, применяющих ролевые игры в образовании. Эта группа под руководством Михаила Кожаринова давно реализует различные проекты в школах и вузах, применяя компетентностный подход в обучении, и провела несколько масштабных «Метаигр» для студентов нескольких московских и региональных вузов.

Помимо отдельных групп и центров, можно выделить также нижеследующие ассоциации разработчиков образовательных ролевых игр.

RAGE — всероссийская ассоциация по играм в образовании, которая объединяет множество российских разработчиков игр, педагогов и методологов. Идеологическим стержнем группы являются Фонд им. Г.П. Щедровицкого и Красногорский филиал АНХГиС. Ассоциация ежегодно проводит научную конференцию об играх в образовании и летнюю школу для разработчиков игр.

ISAGA — международная ассоциация по играм и симуляторам, является старейшей в этой области и объединяет более чем двести исследователей, преподавателей и авторов игр со всего мира. Область интересов этой ассоциации намного шире, чем исключительно ролевые игры, — это и компьютерные симуляторы, и бизнес игры, и многое другое. Основной деятельностью ассоциации является проведение ежегодной конференции и летней школы для разработчиков игр и симуляторов, а также издание научного журнала Simulation & Gaming.

ELIN — международная ассоциация по образовательным ролевым играм, создание которой было инициировано немецкими ролевиками буквально несколько лет назад. В ассоциацию входят представители практически всех активных групп ролевиков — разработчиков образовательных игр из Европы и США. Основной площадкой для совместной работы является англоязычный международный ролевой конвент Кнутпункт.